Социальная готовность ребенка к обучению в школе или как «подружиться» с ребенком в кризисный период
Дорогие мамы и папы! Сегодня мы раскрываем второй главнейший аспект подготовки детей к школе — социальная, или личностная, готовность к обучению в школе.
Содержание
Социальная готовность к школе
Социальная готовность к школе включает в себя готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Данный аспект характеризуется кризисными этапами, во время которого происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка.
Мы часто с вами используем такие выражение «У ребенка переходный возраст», «Мы проживаем кризисный период ребенка»... И в эти периоды родителям не легко справиться прежде всего со своими эмоциями, со своим поведением, т.е. достойно пережить кризисные периоды своих детей.
Кризисы детского возраста
- - новорожденного,
- одного года,
- -кризис 7 лет,
- — подростковый (12-14 лет),
- — юности (17-18 лет)
Время протекания кризисов: от нескольких месяцев до двух лет.
Особенности кризиса
- Невозможно определить начало и конец кризиса!
- Ваш ребенок «стал совсем другим»!
- Преобладают «разрушительные» действия: ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, установленные ранее, теряет интерес к своим любимым ранее игрушкам и занятиям...
- Ребенок становится «трудновоспитумым».
Трудновоспитумость ребенка вызывает у родителей очень много вопросов.
Почему ребенок не выполняет просьбу, требование взрослого?
Негативизм
В данном случае у ребенка проявляется негативизм, т.е. ребенок отказывается выполнять требование взрослого потому, что ребенок не желает выполнять любое действие, предложенное взрослым.
Ситуация:
Мама предлагает дочери ложиться спать: «Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят».
Дочь устала и очень хочет спать, но упрямо твердит: «Нет, я хочу гулять».
«Хорошо, — говорит мама, — одевайся , иди гулять».
«Нет, я спать буду», — отвечает дочь.
Как мудро поступила мама. Она добилась нужного результата, изменив сове требование на противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказания этом случае не помогут.
Упрямство
Упрямство- второй симптом кризиса. Ребенок настаивает на чем-либо не потому , что ему это хочется, а потому, что он это потребовал.
Строптивость
Строптивость- третий симптом кризиса. Строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения ребенка.
Своеволие
Своеволие- стремление ребенка к самостоятельности.
Протест — бунт
Протест – бунт! Ребенок как будто находится со окружающими в состоянии войны: ребенок говорит родителям «плохие» слова, грубит, кидает свои любимые вещи и т.д.
Наверное, вы замечали за своим ребенком: ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута...
С появлением понятия «Я – школьник» у ребенка появляется понятие «в школе – большие, а в детском саду- малыши! Пытается взять на себя поручения взрослых, стать помощником в семье.
Рекомендации родителям
- Корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.
- В период очередного отказа не давите его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
- Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
- Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
- Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым.
- Общайтесь с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
- Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
- Не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас.
Дорогие папы и мамы, готова оказать помощь именно в вашей ситуации!
7 тысяч мам и пап уже познакомились с информацией в видео ролике! А вы?
Будьте эмоционально спокойные и счастливые. Таша.
